Авторам манипов

BaSur

Well-known member
Как и любой художник, автор манипов должен хотя бы по минимуму обладать знанием человеческой анатомии, чувством трехмерного и, некоторым образом, знанием механики (как раздела физики). Последнее сплошь и рядом превращается в проблему для тематических художников, занимающихся повешениями; свежий взгляд только диву дается диким углам и сюрреалистичным относительным положениям элементов манипа или рисунка. Тут уж волей-неволей захочешь спросить: ребята, может, вы попробуете для начала трупы срисовывать?..

Впрочем, я хотел бы остановиться не на том, что нужно от художника, а на наиболее проблемных моментах тематических манипов. Поскольку манип - это нечто, созданное из готового фотоматериала, львиная доля проблем с этого фотоматериала, точнее, его подбора, и начинается.

1. Проекция и перспективные искажения.

Далекие объекты всегда кажутся более маленькими; меньше их угловой размер, и их проекция на сетчатку глаза занимает меньше места. Очевидно, скажете вы? Да, но гораздо менее очевидно другое: наш мозг без нашего сознательного участия постоянно пытается восстановить истинный размер и форму объектов по той картинке, которая в него поступает. На этом основаны многие оптические иллюзии (например, иллюзия Луны, когда Луна у горизонта кажется значительно больше, чем высоко в небе, вопреки астрономии и оптике); это, в конечном счёте, обуславливает саму нашу способность воспринимать рисунок или фотографию как изображение реального объекта; но это же играет злую шутку с художниками-любителями.

Когда достаточно большой объект находится прямо у нас перед глазами (или перед объективом камеры), его разные части оказываются в этом смысле далеко не равноправными, независимо от того, что нам пытается говорить интуиция. Когда мы разговариваем с девушкой, её лицо направлено прямо на нас и находится примерно на одном уровне с нашими глазами, на расстоянии вытянутой руки. Но это уже совсем нельзя сказать, например, про её ноги: они расположены значительно дальше от глаз, а потому их угловой размер меньше, к тому же смотрим мы на них сверху вниз. Не замечаем мы этого неравноправия только по одной причине: наш мозг, получив от глаз картинку с телом девушки в определенном внешнем контексте (последнее важно!), восстанавливает тело как цельный объект, моделирует его.

Но картинка, нормально воспринимаемая мозгом в одном контексте, не будет нормально восприниматься в другом. Попробуйте сфотографировать девушку, стоя прямо перед ней, а потом поместите вырезанное изображение ее тела на картинку, где примерно в двадцати метрах от фотоаппарата стоит виселица. Все искажения, которые мы не замечали, сразу же вылезут наружу! В первую очередь - маленькие ноги, словно устремленные прочь от нас, а при виде сбоку - ещё и явно разной длины (т.к. при съемке с высоты головы или чуть ниже именно ноги оказываются дальше всего от камеры и в наименьшей степени перпендикулярны лучу зрения). Промежуточная мораль: изображение более далёкого объекта на самом деле вовсе не идентично уменьшенному изображению объекта более близкого! Практический вывод: все объекты на манипе в идеале должны быть сняты с расстояний и под углами, которые соответствуют их положению в создаваемом манипом пространстве.

В реале, конечно, такого изобилия исходного фотоматериала обычно нет, и приходится заниматься минимизацией искажений. Если мы делаем манип с виселицей, расположенной на достаточном удалении и примерно перпендикулярно лучу зрения (по крайней мере, это самый щадящий и реалистичный для исполнения вариант), то нужно понимать, что на таком расстоянии перспективные искажения в изображении человеческого тела уже пренебрежимо малы. Соответственно, нам потребуются изображения тел, снятые с возможно большего расстояния. Если расстояние всё-таки оказывается меньше, желательны снимки, снятые примерно с высоты пояса (чтобы не возникало очень сильных несоответствий в размере и углах обзора между верхней и нижней частями тела), с видом сзади или спереди (перпендикулярно "плоскостью тела" к лучу зрения), но не сбоку. Вид сзади или спереди также дает ограниченную возможность использовать такой инструмент, как "перспективные искажения" Фотошопа. Искажения углов обзора Фотошоп, естественно, не исправит (вид табуретки сбоку по виду сверху сможет восстановить разве что искусственный интеллект!), зато наиболее вопиющие искажения размерностей в противоположных частях картинки можно таким образом подправить.

Итого: тщательно мониторим то, с какого расстояния и под каким ракурсом снят исходный материал. Очаровательную обнаженную девушку, головой чуть ли не залезающую в камеру, нужно беспощадно забраковать, увы. Лучший "манип", который вы сможете с ней сделать - это пририсовать петлю, и то не факт, что это легко удастся.

2. Свет.

На итоговом восприятии картинки очень сильно сказывается характер освещения её разных частей. Если здесь будет несоответствие между разными исходными частями манипа, мозг просто откажется воспринимать это как изображение чего-то трехмерного.

Изображения, снятые в прямом солнечном свете, противопоказаны в качестве исходного материала вообще. Даже если вы исходите слюнями по вон той красотке на нудистском пляже. Потому что прямой солнечный свет дает, как минимум, предельно четкие тени, с высокой точностью выдающие угол падения света. Соответственно, даже одно исходное тело, которое можно целиком использовать для манипа и угол падения света на которое совпадает с углом падения света на изображении виселицы - большая удача. Два тела с разных фотографий? Лицо и тело отдельно? Лучше забудьте. Даже тупо пририсовать веревку может быть не столь тривиальной задачей, хотя с веревкой проще: соответствующую светотень на ней хотя бы можно попробовать искусственно изобразить с помощью долгого труда и известной матери.

Да, некоторым удается делать весьма эффектные манипы и с прямым солнечным светом, но такой свет в любом случае всегда накладывает очень жесткие ограничения на исходный материал.

Отсутствие прямого солнечного света, однако, не означает отсутствия проблем; свет все равно будет разный, просто обычно не столь заметным образом. Тут надо понимать, из чего, вообще, складывается освещение объекта.

а) свет, падающий непосредственно от более-менее точечного источника света (в отсутствие солнечного диска это будет, например, лампа в помещении);

б) рассеянный свет (практическое значение здесь имеет свет, идущий на природе от неба - как при нахождении объекта в тени, так и при закрытии Солнца облачным слоем);

в) отраженный свет (от земли, стен, предметов мебели и даже частей тела; да-да, не смейтесь).

Что самое поганое, идущий с разных направлений и от разных источников свет оказывается не только разной интенсивности (понятно, что отраженный от пола свет всегда значительно слабее того света, которым освещается сам пол), но и разного цвета, что неизбежно сказывается на виде освещаемого объекта и с чем очень трудно бывает что-то сделать. Рассеянный свет, идущий от ясного неба, выраженно голубой; рассеянный свет, идущий от облачного слоя - ближе к белому; свет от лампы имеет,естественно, цвет лампы, а окраска отраженного света зависит как от цвета самих объектов, так и от окраски исходного света, который они отражают (свет лампы накаливания, отражающийся от обоев - совсем не то же самое, что свет предзакатного солнца, отражающийся от листвы). Естественно, цвета освещения сказываются и на видимых цветах освещаемого объекта. Мы обычно не замечаем всего этого только потому, что наш мозг бессознательно пытается восстанавливать не только истинные размеры и форму, но и истинный цвет объектов, которые видят наши глаза. Однако, как и с размерами и формой, он при этом в значительной мере ориентируется на визуальное окружение - нечто, потенциально нарушаемое манипом.

Вывод: нужно следить за примерным совпадением направления и характера света на разных исходных элементах манипа. Не стоит освещенную лампами девушку в комнате лепить на виселицу под открытым небом; даже если вам удастся адекватно скорректировать цвет (что не факт), само соотношение интенсивностей освещения с разных направлений наверняка будет различно, и от глаза это вряд ли укроется. Возможности искусственной корректировки (контрастом, локальным затемнением и пр.) здесь с практической точки зрения сильно ограничены.
 

mvalim

Well-known member
Staff member
Все так.
К п. 1 еще можно добавить, что разные объективы дают разные искажения (широкоугольник - это одно, а телевик - совсем другое); про мозг и глаз, в принципе, можно было бы не упоминать - достаточно сказать, что на фотографиях пропорции часто сильно искажены. Ну и что при искусственном перемещении объекта даже в пределах той же фотографии приходится учитывать изменение ракурса и перспективы.

2. "противопоказаны в качестве исходного материала вообще" - это уж слишком жестко. Если постараться, то подходящий фон подобрать можно.

Я так понимаю, что это замечания зрителя, т.е. лично вы манипами не занимаетесь? Или была какая-то практика?
 

BaSur

Well-known member
Все так.
К п. 1 еще можно добавить, что разные объективы дают разные искажения (широкоугольник - это одно, а телевик - совсем другое)
Ну это, опять же, полностью сводится к вопросу углов обзора. Так-то вообще любое плоское изображение может строго соответствовать оригиналу только при одном-единственном ракурсе его наблюдения. Естественно, при большом диапазоне углов (например, при съемке широкоугольными объективами) искажения, связанные с ракурсом, уже становятся слишком ощутимы. Те же панорамы Яндекса вполне нормально воспринимаются, если рассматривать их, максимально приблизив голову к монитору, но стоит отодвинуться, и сразу становится очевидна растянутость изображения на периферии.
Я так понимаю, что это замечания зрителя, т.е. лично вы манипами не занимаетесь? Или была какая-то практика?
Да, небольшая. Но основным материалом всегда служили знакомые женщины (там же, где строгое портретное сходство не требовалось, мне всегда было проще прибегнуть к рисунку), так что оно никогда не публиковалось.
 

Shusha

Well-known member
Staff member
Несколько лет назад Солодон вел подобные курсы по созданию фотомонтажей. Он рисовал схемы и по перспективным искажениям, и по источником света. К слову сказать, все его работы сделаны под рассеивающий свет, чтобы избежать проблем с тенями.
 

femara

Active member
Манипами не занимаюсь, но прочёл с интересом, спасибо. Ещё бы примеров по каждому пункту добавить (как не надо / как надо) ))
 

alef

Well-known member
Как и любой художник, автор манипов должен хотя бы по минимуму обладать знанием человеческой анатомии, чувством трехмерного и, некоторым образом, знанием механики (как раздела физики)...
Исходя из вышеперечисленных проблем и практически полного отсутствия попыток их решить, имеем то что имеем. Аляповатые коллажи, с стиле стенгазеты к свадьбе, нарезанной и налепленной малотрезвыми родственниками.. Загадка века - зачем делать фигню, если можно НЕ делать фигню? Или напрячься и сделать НЕ фигню. Нет ответа.
 
Last edited:

fan

Well-known member
Исходя из вышеперечисленных проблем и практически полного отсутствия попыток их решить, имеем то что имеем. Аляповатые коллажи, с стиле стенгазеты к свадьбе, нарезанной и налепленной малотрезвыми родственниками.. Загадка века - зачем делать фигню, если можно НЕ делать фигню? Или напрячься и сделать НЕ фигню. Нет ответа.
люди получают удовольствие от процесса - мне тоже проще не рисовать самому а найти интересную фотографию - взять контур оттуда и лишь раскрасить - чуть чуть поменяв позу или чтото дорисовав - ты получаешь удовольствие в процессе - если это тяжело и мутно быстро наступает чувство разочарования и ты просто забрасываешь работу - а если все получаются хоть как то и удовлетворяет тебя ты получаешь от творчества удовольствие - пусть те же мои рисунки мягко говоря в лучшем случае наброски по сравнению с работами художников - я все же чувствую некую сопричастность пусть и качество моих поделок ужасное - так что предположу что подобное происходит и с другими людьми и это нормально и естественно - и главное чтобы человек получал от этого удовольствие, а если это еще кому то нравиться - это в двойне замечательно! Не все рождены быть Пикассо..
 
Last edited:

alef

Well-known member
Не все рождены быть Пикассо..
Ага, так и представил Тематические рисунки, выполненные в манере Пикассо.
Кубизм еще есть. Деконструктивизм. Поллак. Какой, однако, простор для творчества
 

Shusha

Well-known member
Staff member
Ещё бы примеров по каждому пункту добавить (как не надо / как надо) ))
Вот один из уроков Солодона. Переводить лень, и так все понятно для тех, кто этим занимается.
You've wanted to know how I get the wispy hair. I'll explain it and you can try it out. I create a new layer or layers for the hair. Very often several layers both above the face layer and behind it. Using the smudge tool, I set the size of the brush to a very small size, usually between 1 and 3 depending on the size of the image I'm working with. I set the intensity high, up around 90. The high intensity is necessary to do this. If I leave it around 50 where I usually have the smudge tool set it's not effective for the hair. I start drawing strands out of of the hair with the smudge tool. Having the hair as a distinct layer also allows me to draw strands of hair over the face without problems.
I also will use the burn tool in the process. Again I set the brush size very small and use the burn tool to draw in darker strands into the hair where the color is too uniformly light.
An additional technique that I used in several of the pictures above is after I have drawn out the strands I will duplicate part of the layer and put it under the main layer and move it so that they are no longer aligned. I may do this several times creating a number of overlapping layers and further adjust the opacity level of some of the layers down to create transparency between them.
 

alef

Well-known member
Ну окей, окей. ТОгда предлагаю адептам манипов в защиту своей точки зрения выложить пример реально качествено выполенной работы
Всего один-два. Чтобы от качества хотелось сказать "ООО" и замереть в восхищении. А то рассуждения на тему - это здорово, но как то слишком оторвано от реальности.
 

alef

Well-known member
У того же Солодона было полно прекрасных работ, причем все его работы (кроме самых ранних) технически сделаны очень хорошо.
Это какая то шутка? Я не знаю какие мастер-классы давал Солодон, но данное творение - и есть тот компот из арбуза, хрена, тараканов и сапогов всмятку. Какого черта аффтар не убрал очень четкий световой акцент, блик, который явно указывает на совершенно разные углы освещения обоих девушек? Где светотень на веревке? И, главное, какого черта одна желтоватая, а вторая красная как помидор?
Хотите поглядеть как выглядит КАЧЕСТВЕННАЯ работа с фото? Полистайте работы ЗДЕСЬ
https://www.behance.net
 

BaSur

Well-known member
Со светом слабо, конечно, получилось. Причём со всех мыслимых сторон. Но по сравнению с ужасом, который постят иные товарищи, вполне сносно.
(Мне ещё непонятно, каким образом дама оказалась висящей в сухой блузке с мокрой головой. Загадка!..)
 

alef

Well-known member
Со светом слабо, конечно, получилось. Причём со всех мыслимых сторон. Но по сравнению с ужасом, который постят иные товарищи, вполне сносно.
(Мне ещё непонятно, каким образом дама оказалась висящей в сухой блузке с мокрой головой. Загадка!..)
Нет, ну ведь Солодон пишет умные вещи и дает дельные советы на язык потенциального противника. Ну а то, что его собственное творение выглядит как поделие члена Общества Слепых - ерунда. ППЦ... А что есть и еще куда как более слепые и безрукие - факт.
 

BOBKA

Moderator
Staff member
Какой, однако, простор для творчества
Зато никто не обвинит в излишнем натурализме, любованием чем-то не тем и прочих извращениях.
 

Hanging_Center

Well-known member
Всё это здорово и вполне понятно. Но когда я сам просматривал манипы известных манипуляторов, то таких тонкостей они вообще не соблюдали. Мне до сих пор кажется, что мои работы хоть и редки и я их не клепаю по 10-20 в неделю, но проработаны лучше, чем у них.
Даже вырезка у них, основа нормальной манипуляции - топорная и поспешная. А ноги при групповом повешении берут и тиражируют все повешенным сразу, слегка меняя оттенок под тело, чтобы хотя бы отдаленно выглядело не клонированным.
Четно говоря, вообще не видел того, кто бы ТЩАТЕЛЬНО соблюдал и ракурс, и угол наклона, подобранные родные части тела, а не имплантированные от других "моделей"... и тж и тп
 

Hanging_Center

Well-known member
Мешок и ночнушка.
Если в мешке прорезать овал лица (соответсвующий овалу "модели" с закрытыми глазами, спящая например) то получится "что-то". Ночеушку можно инструментами и деформацией подогнать под любую форму тела
 

mvalim

Well-known member
Staff member
Всё это здорово и вполне понятно. Но когда я сам просматривал манипы известных манипуляторов, то таких тонкостей они вообще не соблюдали. Мне до сих пор кажется, что мои работы хоть и редки и я их не клепаю по 10-20 в неделю, но проработаны лучше, чем у них.
Даже вырезка у них, основа нормальной манипуляции - топорная и поспешная. А ноги при групповом повешении берут и тиражируют все повешенным сразу, слегка меняя оттенок под тело, чтобы хотя бы отдаленно выглядело не клонированным.
Четно говоря, вообще не видел того, кто бы ТЩАТЕЛЬНО соблюдал и ракурс, и угол наклона, подобранные родные части тела, а не имплантированные от других "моделей"... и тж и тп
Вот сейчас обидно было! :D
Нет, я понимаю, конечно, что лезть в "известные манипуляторы" - это нескромно, но на этом-то форуме...
А Mahashiva, Arcimboldo, Guni?... Бор, наконец - наша живая легенда!
 
Top